Организованный досуг детей является важным фактором их социализации: программа учит их работе в команде и дружбе. В нашей стране много лагерей, но не все они способны вовлечь детей и помочь им реализовать свой потенциал – о причинах этого будет сказано ниже. Между тем, детский летний лагерь при правильном подходе и большой целеустремленности владельца бизнеса может принести немалую прибыль, несмотря на короткий рабочий сезон.
Первоначальная сумма вложений – 80 000 рублей;
Ежемесячные расходы — 1 857 200 руб.;
Ежемесячный доход — 206 380 рублей;
Срок погашения — 1 месяц;
Точка безубыточности — 1 месяц;
Рентабельность продаж — 13%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В соответствии с Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» детским лагерем является организация по оздоровлению и оздоровлению детей, в которую направляются дети во время каникул или в иные сроки, определяемые режимом работы организации. Здесь есть как круглогодичные, так и сезонные лагеря.
Есть лагеря с различными видами отдыха:
- Стационарная организация отдыха и оздоровления детей,
- санаторий для детей,
- палаточный лагерь,
- лагеря труда и отдыха,
- городской детский лагерь дневного пребывания.
Деятельность каждого типа лагеря осуществляется в соответствии с соответствующими санитарными правилами.
Каждая из них имеет свою тематику, на основе которой разрабатывается программа занятий для детей. Мы можем выделить:
- туристические лагеря,
- экологические и биологические лагеря,
- творческие лагеря,
- историко-патриотические лагеря,
- технические лагеря,
- местные исторические лагеря,
- языковые лагеря и т.д.
Летние лагеря для детей обычно работают с июня по август (реже с мая по сентябрь). Для их расположения следует выбирать районы с хорошей экологией, берега рек и чистых водоемов, морское побережье.
Покупка или строительство собственного лагеря стоит дорого, но не обязательно для начала бизнеса. Идея этого бизнес-плана заключается в том, чтобы арендовать готовую, работающую инфраструктуру и набрать группу детей.
Множество предложений для организованных групп можно найти на специализированных сайтах, как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, оздоровительный лагерь под Санкт-Петербургом одновременно может принять до 400 детей и стоит от 600 рублей в сутки. Территория базы окружена живописным сосновым лесом у озера. Есть тренажерные залы и множество игровых площадок: веревочный городок, скалодром, стрельба из лука и пневматика, рафтинг, пейнтбол, обучение туристическому мастерству.
В лагере должна быть комплексная, разнообразная программа, чтобы дети узнавали новое, играли и дружили. Во время курортного сезона у вас может быть шесть двухнедельных смен. Одна путевка в детский лагерь на 2 недели с хорошей программой, питанием и проживанием стоит от 30 тысяч. рублей.
Должны быть грамотные педагоги по темам программы и вожатые, организующие быт и развлечения детей. Консультантами могут быть студенты, которые хотят работать неполный рабочий день во время летних каникул. Они не так давно закончили школу и прекрасно понимают интересы сегодняшних детей, благодаря чему могут найти с ними общий язык и включиться в общественную жизнь.
Работа с детьми предполагает большую ответственность и поэтому требует специальной подготовки вожатых и начальника смены. Коллектив должен работать слаженно и дисциплинированно, избегать конфликтных и кризисных ситуаций, обеспечивать безопасность и распорядок дня студентов.
3. Описание рынка сбыта
В 2019 году было проведено 45 023 детских лагеря (на 174 меньше, чем годом ранее), из них 75% — лагеря дневного пребывания при школах. В 2018 году клубами и мероприятиями было охвачено 4,5 млн детей. Но даже если прибавить к этому числу детей, охваченных организованным отдыхом в лагерях, то получается всего 10,5 млн, тогда как в России детей школьного возраста более 15 млн.
Владельцы детских лагерей с собственной базой имеют госконтракты как основной источник дохода. Государственные путевки распространяются специализированными отделениями по всей стране и обходятся родителям по льготной цене. В таких условиях качество детского отдыха имеет второстепенное значение. Самое главное для таких лагерей – пройти необходимый контроль и избежать кризисов в сменах, чтобы снова получить финансирование в следующем году.
4. Продажи и маркетинг
Дети поедут в лагерь, а их родители должны продать свои путевки. Поэтому с точки зрения маркетинга целевой группой при продвижении детских лагерей являются их родители, а точнее мамы в возрасте от 27 до 45 лет. Чаще всего это возраст, когда у женщин рождается ребенок школьного возраста (от 7 до 16 лет). Доход средний или выше среднего, интересы — образование, семья, дети, саморазвитие. Папы выбирают лагеря очень редко: примерное соотношение девять женщин на одного мужчину.
Основная ошибка начинающих владельцев любого бизнеса заключается в том, что они «продают все всем». Вам предстоит выбрать свою узкую нишу и предложить уникальную программу, которая будет зависеть от компетенций участников проекта. Например, для смены английского языка потребуется преподаватель или носитель английского языка. Спортивный лагерь должен вести опытный специализированный инструктор. Люди с энтузиазмом могут организовать творческие изменения, студенты университета могут организовать научно-популярные изменения. Чем уже и специфичнее ваша специализация, тем сложнее будет с вами конкурировать.
Когда вы думаете о концепции лагеря и предмете изменений, вы можете создать сильное предложение — сформулированное предложение, которое необходимо донести до целевой группы. Ищите аудиторию в социальных сетях: ВК, ФБ, ОК. Продвижение лучше отдать специалистам, которые настроят с вами аккаунты и разместят рекламу и заинтересуют вашу аудиторию предложением. Вам останется только договориться и продать тур — обратите особое внимание на качество этого задания.
Реклама должна начаться весной. Стоимость привлечения одного нового клиента можно оценить в 1000 рублей. Если вашему ребенку нравятся каникулы, ожидайте повторной продажи в следующем году, которая не требует никаких маркетинговых вложений.
Одним из ключевых соображений при выборе родительского лагеря для детей является доверие. Если организаторы не проявят честность и безопасность лагеря, родители их покинут. На формирование доверия влияет качество рекламы, продуманный SMM, общение с родителями. Ваш предыдущий опыт организации лагеря и мнения будут дополнительными аргументами в вашу пользу.
5. План производства
Так как мы рассматриваем организацию лагеря для детей на арендной основе, то для официальной продажи путевок нужно официально работать с юристами.
Программа может состоять из трех договоров и выглядит так: вы регистрируетесь в качестве частного предпринимателя, заключаете первый договор — агентский договор, с базой, которая вносится в реестр детского отдыха. Вы продаете путевки в лагерь по этому контракту. На основании второго договора заключается продажа путевки в лагерь с конечными покупателями и оказание Вами услуг в сфере организации досуговой и развлекательной программы в лагере. Вы также заключаете третий договор с базой, которая нанимает вашу организацию для реализации программы отдыха и развлечений в ее смены. Так что формально клиенты покупают ваучеры на базу, где вы запускаете свою программу.
Для проведения такой деятельности указать ОКВЭД 85.41.9 «Обучение дополнительных детей и взрослых, кроме охваченных остальными группами. Виды деятельности, не требующие обязательного лицензирования, такие как: оздоровительная деятельность, в том числе развлекательные мероприятия, разовые мастерские, присмотр и забота».
Учитывая высокие ежемесячные расходы, целесообразно использовать коэффициент ЕСН 15% (доходы минус расходы).