Родители, учителя и психологи давно обсуждают отмену домашних заданий в России. Одни считают, что без домашних заданий жизнь детей улучшится, и приводят в пример школы, которые его отменили. Другие уверены, что без внеклассных занятий результатов не добиться. Рассмотрим обе позиции и попытаемся найти компромисс. Зачем нужны домашние задания и так ли они нужны школьникам?
Нормы домашних заданий
Министерство образования (теперь Министерство национального образования) установило правила, сколько времени в день ученики разного возраста должны тратить на выполнение домашних заданий:
- 1 класс — без домашних заданий;
- II и III степени — не более 1,5 часов;
- Четвертый и пятый классы — 2 часа;
- 6-8 классы — 2,5 часа;
- 9-11 классы — максимум 3,5 часа.
Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Минобразования РФ № 220/11-12 от 22 февраля 1999 г.
Но реалии школы таковы, что на выполнение домашних заданий дети тратят гораздо больше времени, чем положено. Фактически правовые нормы соблюдаются только в первом классе, когда дети учатся без домашних заданий.
Основные причины перегрузки организма из-за домашних занятий:
- Все, что не было сделано на уроке, возвращается домой. Часто это большое количество заданий, особенно если часть урока посвящена дисциплинарным или организационным вопросам.
- Школьная программа требует от ребенка слишком многого. Учителя вынуждены выполнять огромное количество домашних заданий, чтобы уложиться в сроки и соответствовать стандартам.
Выберите доступные курсы из каталога, примените промокод в корзине и учитесь неделю бесплатно
Причиной многочасового «сидения» с уроками является большое количество изучаемых дисциплин и готовность каждого преподавателя дать своему предмету максимум.
Нужны ли домашние задания
Мнения общественности и экспертов расходятся в том, должна ли домашняя работа быть частью жизни современного школьника или нет. Ниже мы рассмотрим основные плюсы и минусы домашней работы.
«Дав домашнее задание, учителя отмечают учеников и завоевывают родителей». Жорж Сименон
Консервативная позиция: без домашних заданий образование невозможно
Часть педагогического сообщества считает, что школа без домашних заданий — это утопия. Домашнее задание рассматривается как обязательное обучение для обеспечения успешного усвоения темы, а отказ от домашнего задания рассматривается как снисходительность, которая может быть отягощена плохими знаниями. Следовательно, повторение темы и ее закрепление является значительным преимуществом домашней работы.
Примером может служить ситуация во Франции, где три года назад в экспериментальном порядке была отменена работа по дому. Эффект был плачевный: уровень знаний резко упал. Если в России отменят домашние задания, некоторые эксперты считают, что успеваемость школьников тоже может ухудшиться.
Либеральная позиция: без заданий на дом только лучше
Большинство школьников рассматривают домашнюю работу как «ненужное бремя» и предмет бесконечных нареканий со стороны родителей.
Почему стоит задавать домашнее задание? Другие эксперты в области образования говорят, что детей не следует заставлять вернуться в школу дома. Считается, что без домашних заданий у ребенка повысится интерес к науке, появится время на хобби и семью, снизится уровень стресса и усталости. Основным недостатком домашнего задания является количество времени, необходимое для его подготовки.
Как минимум, домашнее задание не должно быть обязательным и не должно проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы задача, которую учителя и ученики разделяют на уроке, не ложилась на ребенка. В идеале должна быть добровольная домашняя работа для поддержки интересов учащихся.
Компромиссная позиция по вопросу домашних заданий
Индивидуализация обучения вообще и домашних заданий в частности могла бы стать компромиссом в споре между консерваторами и либералами. Крайне важно, чтобы родители, педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с ребенком, определяли, необходимо домашнее задание или нет, в каком объеме и форме в каждом конкретном случае. Некоторые дети способны учиться без домашних заданий, другим совершенно необходима дополнительная работа над собой.
Как снизить нагрузку уже сейчас
По данным исследований Научного центра здоровья детей, ежедневная суммарная учебная нагрузка учащихся 5-9 лет составляет 10-13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения, рабочая неделя среднего взрослого человека составляет 40 часов.
Стремясь снизить нагрузку и сохранить здоровье своих детей, все больше родителей меняют форму обучения. Закон допускает среднее образование без регулярного посещения школы – в форме семейного обучения или дистанционного обучения. В этом случае семья может выбрать обучение без домашних заданий или определить желаемый уровень нагрузки.
Особенности домашних заданий в «Фоксфорде»
«Онлайн-школы помогают организовать семейное и домашнее обучение. Учебная программа Фоксфорда включает все основные предметы, но нагрузка на учащихся намного меньше.
В зависимости от класса расписание Foxford Homeschool включает от одного до четырех основных уроков.
Логика типичного студента проста: раз нет оценки за задание, нет смысла тратить время. В Foxford мы используем другой подход. Наша домашняя работа основана на правилах игры. Как правило, домашнее задание состоит из 5-10 тестовых заданий или одного творческого задания. За их выполнение ученики получают XP (очки опыта). Подростки знают их по компьютерным играм.
С XP учащимся не нужно спрашивать, для чего нужна их домашняя работа, и весь процесс становится быстрее и приятнее.
Фото на обложке: Марика Алёхина / Dribbble
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter