Интервью журналистских расследований имеют свою специфику. Практика показывает, что примерно в половине случаев собеседник настроен враждебно по отношению к журналисту. Это определяет характер интервью с первой минуты, когда настраивается оборудование, до последней минуты, когда гаснет свет и убирается микрофон.
Подготовку к собеседованию можно считать его первым этапом. Репортер должен быть готов к разговору с собеседником. Предварительное интервью может лишить журналиста возможности впоследствии снять более содержательный сюжет.
Организация интервью
это подразумевает осторожное притаптывание правды. Репортер часто пытается дать понять собеседнику, что разговор будет намного мягче, чем можно было бы ожидать. Иногда он сообщает собеседнику, что разговор будет совсем на другую тему, чем требуется для расследования. В начале интервью репортер может задать несколько общих вопросов по желаемой теме, прежде чем перейти к сложным вопросам. При этом не следует совершать мошенничество. Каждый репортер должен подумать, стоит ли нагибаться, чтобы солгать, чтобы получить нужные кадры.
На месте слушания.
репортеру приходится переживать неудобные моменты. Враждебно настроенный собеседник обычно заранее знает, что разговор не будет дружеским обменом вопросами и ответами. Поэтому, пока оператор настраивает оборудование, журналист может задавать невинные вопросы о погоде и так далее, стараясь при этом не выказывать дружеских чувств. Задав нейтральный вопрос, корреспондент может говорить по телефону несколько минут, как бы привязывая собеседника к месту или просто выходя из комнаты по делам. Во многих случаях репортер знакомит собеседника с самыми общими вопросами, которые будут подняты в их разговоре, не сообщая никакой соответствующей информации.
В начале интервью
репортер часто будет задавать вопросы, на которые он уже знает ответы. Это делается для того, чтобы интервьюируемый изложил свою точку зрения или раскрыл факты, которые впоследствии могут быть опровергнуты репортером. Этот метод известен как «конфронтационная разведка». Он привлек к себе большое внимание в основном благодаря Майку Уоллесу, который мастерски использовал его в известном американском журнале CBC «60 Minutes».
Следственный допрос обычно занимает гораздо больше времени, чем обычный допрос — от получаса до шести часов. За это время журналист несколько раз задает одни и те же вопросы, стараясь уловить сходство в ответах, следя за тем, чтобы он понял реплики собеседника, и сразу определил подходящий звуковой фрагмент для включения в программу.
Длительность интервью создает трудности для репортера. Видеооператоры обычно используют 20-минутные кассеты, поэтому их приходится менять во время длительного интервью. Репортер должен вести интервью так, чтобы самый горячий обмен вопросами и ответами происходил не при смене плёнки, а был зафиксирован на плёнке.
Вопросы в обратном порядке
не подходят для журналистских расследований, хотя некоторые репортеры используют их с большим успехом. «Обратные вопросы — это в лучшем случае редактирование, а в худшем — драматическая манипуляция. Как отмечалось выше, расследование — это попытка доказать правду или ложь, попытка сама по себе трудная, даже без дополнительных усложнений заведомого искажения действительности», — мы читайте в книге (стр. 172).
Журналистские расследования часто используют
неожиданное интервью
(эмбуш — итеравью). В обычных новостях этот метод «интервью-сюрприз» (ранения и ганы) используется редко, потому что дает мало информации. Но в расследованиях интервью-сюрприз вполне уместно. Во-первых, есть шанс, что человек согласится на интервью. Во-вторых, его отказ отвечать на вопросы, записанные на видеопленку, произведет куда более сильный эффект, чем простое заявление репортеру: «Джо Доакс не ответил на наши обвинения». Кроме того, зрители увидят, что субъекту была предоставлена возможность комментировать.
Но неожиданные интервью также поднимают этические проблемы. При планировании интервью-сюрприза следует учитывать статус респондента (может быть, это публичная личность?), а также положения, запрещающие нарушение неприкосновенности частной жизни.
Интервью в маскировке
(скрытое интервью) этически сомнительно, но иногда это единственный способ задействовать тему в фильме. Например, репортер Д. Нимбл, вооруженный микрофоном и магнитофоном, подходит к человеку по имени Д. Квик, представляется тележурналистом и начинает задавать вопросы. Эта сцена снята скрытой камерой. Мистер Квик знает, что у него берет интервью электронная пресса, но не знает, что разговор записывается. Поэтому трудно сказать, оправдано ли использование такого интервью тем, что это единственный способ узнать правду. Даже если бы Нимбл представился репортером, испытуемый наверняка вел бы себя иначе, зная о наличии телекамеры.
Журналистские расследования часто используют методы наблюдения.
надзор
,
очень похоже на полицейское наблюдение (объект фиксируется камерами и микрофонами, иногда с нарушением закона). Такие видео всегда драматичны и эффектны. Однако следует помнить, что если субъекту предъявлено обвинение в совершении преступления и впоследствии он предстанет перед судом, запись потребуется суду как доказательство вины.
Установлен
оборудование
в журналистских расследованиях зависит от количества задействованных лиц и бюджета. У больших съемочных групп иногда есть фургоны, подобные тем, что встречаются в полиции, с дымчатыми окнами, занавесками, через которые оператор может незаметно снимать. Камеры для слабого освещения стоят дорого (7-8000 долларов только за объектив), но позволяют оператору снимать в темных помещениях и на улице в вечернее время. Камера с низкой апертурой стоит относительно дешево. У него широкоугольный объектив размером с ластик для карандашей. Иногда его устанавливают над потолочной плиткой, чтобы незаметно просматривать комнату. Звук улавливают направленные микрофоны, скрытые микрофоны и другие специальные устройства.
Оператор имеет ограниченные творческие возможности. Они просто пытаются уловить то, что происходит и что говорится. Из-за сложности этой техники изображения иногда получаются дергаными или плохого качества.
Тем не менее, не выбрасывайте этот материал. Некоторые продюсеры сознательно ищут такие кадры, считая, что плохое качество или искажение изображений добавляют истории правдоподобности.
Журналистские расследования часто связаны с информацией, которую невозможно передать визуально. Поэтому репортер и оператор камеры должны мобилизовать все свои навыки и изобретательность, чтобы наилучшим образом использовать доступные технологии. Например, электронная графика и рисунки художников используются для иллюстрации фактов, сцен и определенных моментов, которые невозможно интерпретировать визуально.